В Москве в отеле InterContinental на Тверской 21.04.2021 состоялась IV ежегодная конференция «Туризм в России: курс на регионы», подготовленная газетой «Ведомости», на которую были приглашены представители органов государственной власти; инвесторы; владельцы и руководители организаций, работающих в области туризма; поставщики оборудования и решений для туристической отрасли; эксперты и аналитики; деловые и отраслевые СМИ.
Несомненно, для отрасли одной из наиболее уязвимых в условиях пандемии, карантина и закрытия внешних границ, как это было в 2020 году, такая конференция в переходной период стала просто необходима. Это прозвучало во многих выступлениях, как и благодарности в адрес организаторов за ее офлайн проведение. В туризме живое общение особенно важно, и благодаря такому формату, обсуждение текущих вопросов отрасли прошло на высоком уровне и вполне оптимистично. Удивительно, что, несмотря на сложившееся положение, никто не жаловался, даже представители регионов, а отельеры вообще похвастались загрузкой гостиниц и повышенным спросом на свои услуги. Конечно, были озвучены и трудности, но общий настрой положительный и надежда на скорое восстановление прослеживалась в ходе всех выступлений.
Действительно, в 2020 году Россия получила мощный стимул для развития внутреннего туризма. Появилось много новых турпродуктов и предложений, новых и интересных маршрутов, особенно в регионах, о которых раньше даже не подозревали. Туроператоры и турагентства достаточно оперативно перестроились на внутренний рынок, и располагают довольно качественными и основательно проработанными предложениями, но основная трудность сейчас – это продать продукт. У них появились и конкуренты со стороны государственных структур и агрегаторов, поэтому количество туроператоров все же будет сокращаться.
В регионах, основная проблема заключается в привлечении инвестиций для обустройства существующей инфраструктуры: объектов размещения, дорог, канализации и многих других. Но, без въездного туризма, который неизвестно когда восстановится, многие из этих вопросов, несмотря на помощь государства, решить невозможно, что и было подчеркнуто в ходе выступлений. Также, отмечено, что в регионах появилось много новых привлекательных объектов, которые нужно адаптировать к потребностям туристической деятельности, научить, как это сделать местных туроператоров и привлечь местных жителей посредством создания рабочих мест и улучшения экономической ситуации на местах. На конференции был поднят вопрос и о гостевых домах, которые на основе законодательной базы должны стать полноценной структурой туристического рынка.
Особенно вдохновили присутствующих отельеры. Несмотря на пандемию, во время которой в наибольшей степени пострадали отели, ориентированные на въезной туризм, они в настоящее время в основном уже справились с ситуацией, и возвращаются к загрузке уровня 2019 года. В меньшей степени пострадали бюджетные отели. Самым востребованным и загруженным в 2020 году был Сочи. Если у отелей в других регионах цены упали в течение прошлого года на 15%-30%, то в Сочи они, наоборот, даже выросли.
Пока в регионах не хватает номерного фонда, чтобы разместить всех тех россиян, которые раньше отдыхали в Турции и Египте и привыкли к определенному уровню комфорта и сервиса. Тем не менее, несмотря на трудное и не вполне предсказуемое положение в отрасли, есть инвесторы, которые вкладывают в гостиничные проекты «длинные деньги» с отдачей на 15 лет под очень маленькие проценты 3%-5% годовых в рублях. Таких привлекательных условий для развития отельной базы не было никогда. По информации Росстата, за январь – сентябрь 2020 года гостиничный номерной фонд России увеличился почти на 6000 единиц, что не так сильно отстает от показателей аналогичного периода 2019 года. Благодаря такой тенденции можно предположить, что скоро появится много отелей соответствующего уровня.
Спонсором конференции «Туризм в России: курс на регионы» выступила компания Еврономер.