Ежегодная конференция, объединяющая специалистов ритейла и логистики, 13 сентября 2022 года состоялась в Москве на банкетной площадке Soho Event Hall. Как и в прошлом году, она была подготовлена издательским домом «Коммерсантъ». На конференции, состоящей из четырех секций, были затронуты актуальные вопросы электронной коммерции (e-com), проблемы торговых центров, складов и транспортных компаний, маркетинговые и рекламные тренды, программные продукты и платежные системы, последние новости трансграничной логистики, таможенного оформления грузов и параллельного импорта.

Электронная коммерция  благодаря новым технологиям и запросам потребителей  в последние годы развивалась небывалыми темпами. Этому во многом содействовала пандемия. На рынке сейчас доминируют пять основных площадок, которые, по словам Анастасии Бейкер (Media Instinct Group), можно считать маркетплейсами. Это Ozon, Яндекс маркет, СберМегаМаркет, AliExpress и Wildberries. В 2021 году их доля в  e-com составляла 43%, что соответствует 1,8 трлн руб. Активно развиваются и eGrocery -торговля продуктами питания и ePharma  - торговля лекарствами. По итогам прошлого года доля электронной коммерции от всего ритейла составила 12%, а уже в этом году ожидается ее увеличение до 15%. Таким образом, этот сегмент рынка по-прежнему остается наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов и стартапов.

Что касается офлайн ритейла, то он жив, и трафик в торговых центрах после весеннего обвала постепенно восстанавливается. Это более традиционная форма торговли. Она достаточно стойко удерживает позиции, несмотря на массовый уход иностранных брендов с российского рынка. Крупные торговые центры, которых много построено в последние годы, особенно в Москве, сильно пострадали от бегства зарубежных компаний, и насколько быстро их удастся заменить, трудно представить. Однако, по словам Евгении Хакбердиевой ( Knight Frank) торговая недвижимость по-прежнему востребована, новые торговые центры продолжают строиться, особенно востребованы - районного формата. Сейчас только 13.5% вакантных торговых площадей и это обнадеживающий результат на фоне случившихся в этом году непредвиденных событий. Несмотря на конкуренцию со стороны онлайн-торговли, потребитель нуждается в эмоциях, досуге и общении, а не просто в удовлетворении базовых потребностей, поэтому торговые центры и небольшие магазины никуда не денутся.

Серьезные изменения произошли и в основных логистических схемах за счет ухода международных логистических компаний. Наблюдается смещение деловой активности с запада на восток. Серьезное влияние оказывают санкции, произошло удлинение логистических цепочек, серьезный дефицит в транспортном обеспечении, как автомобильном, так и в железнодорожном и другие негативные факторы. Но, потребности населения в обеспечении бесперебойного снабжения товарами и продуктами питания вошли в привычку, поэтому  отечественным логистическим компаниям есть чем заняться, у наиболее целеустремленных появился шанс занять долю освободившегося рынка.

2022-й стал годом вызовов, в том числе в ритейле. Горизонт планирования бизнеса едва определяется тремя неделями. Как продвигать торговлю в новой реальности, адаптироваться к особенностям секонд-хенд-закупок и параллельному импорту, использовать медиа для продвижения, увеличивая продажи в период экономии потребителей, и другие вопросы были подробно рассмотрены во время четвертой сессии.

В завершении конференции  прошла церемония награждения рекламных компаний по нескольким номинациям в сфере офлайн торговли и электронной коммерции AdRec. Победителям были вручены премии.